В детстве меня пытались воспитать бойцом. Вроде тех, которые идут по головам ради конечной цели. Я был старшим ребенком в семье и всем нужен был кто-то, кем можно гордиться и хвастаться на семейных собраниях, кто-то, кто принесет из школы медальку и станет звездой местных утренников.
Говорят, что изначально я даже рос активным и жизнерадостным ребенком, но в итоге система дала сбой и получился кто-то до чрезвычайности неуверенный в себе.
Можно долго искать, где собака зарыта. Сверстники меня не любили, потому что я был "зубрилой" и "ботаном", и с моими вечными школами дополнительного образования мне никогда не хватало времени вести хоть какую-то социальную жизнь. Учителя и родственники привили мне страх облажаться: в нашем лицее было не зазорно говорить детям "если не выиграешь эту олимпиаду, можешь выметаться в школу для даунов", у многочисленной родни обязательно находился какой-нибудь "дядя Саша", который "всю жизнь пропил, и ты туда же пойдешь!" Кто-то просто завидовал (я до сих пор не могу понять, чему), и старался пресечь какие-либо мои попытки в чем-то преуспеть. И абсолютно все считали своим долгом указать, как мне следует поступать: "какая тебе еще музыкальная школа, и так слуха нет, даже не пробуй". Так или иначе, результат вышел не тот, что ожидался. Благими намерениями, как говорится.
В то время единственным человеком, который старался меня поддержать, и доказать, что не только успехи определяют человека, была моя мать. Да, у нее не всегда это получалось, но думаю только благодаря ей, вероятно, я не вырос окончательно забитым и разуверившимся в хоть каких-то своих возможностях. И все потому, что она говорила мне: "неважно, кем ты станешь и чего ты добьешься, ты все равно останешься моим сыном, но я верю, что у тебя все получится, пробуй!"
К чему я все это говорю. Есть у людей такая фишка, "брать на слабо": заявлять, мол, ничего-то у тебя не выйдет, и гордиться тем, что они, так сказать, дали некий ментальный поджопник в светлое будущее, помогли возгореться духу бойца и зажечься пламени конкурентоспособности. Нихрена, ребят, подобного. Такой подход действует на отдельных личностей с признаками агрессивного желания выигрывать в тяжкой борьбе. Нельзя такой подход применять ко всем подряд. Я даже думать не хочу, сколько возможных талантов отказалось от своей мечты, потому что "да все равно у тебя ничего не получится". Можно, конечно, начать говорить о том, что я тут осуждаю "поддержку" (не могу написать в данном случае это слово не в кавычках) от противного, а сам при всех уверениях, что ничего-то у меня не выйдет, смог и добился. Да, смог. Да, добился. Что я чувствую? Нет, не радость от того, что я доказал, на что способен. Я чувствую сожаление о том, что в трудный для меня момент вместо веры в меня и мои силы, я получил тычок в спину. А то, чего я на самом деле добился, я достиг не в попытке кому-то что-то доказать, а потому, что меня поддержал любимый человек.
Такие вещи, кроме прочего, не проходят бесследно. Я стал замечать за собой, что сам говорю: "да все равно у тебя ничего не получится", и это был не самый лучший опыт - осознание того, как глубоко эта неправильная, дурацкая фраза въелась в подкорку моего мозга. Мне понадобилось практически двадцать лет, чтобы начать понимать, что я никому ничего не должен. И двадцать пять - чтобы научиться хоть немного себя уважать. Никто и никогда не должен думать, что в него некому верить. Никто не должен слышать слова "у тебя не выйдет".
Поэтому ты, да-да, ты, тот кто это читает.
Я верю, что у тебя все получится. Ты сможешь. Пробуй!